Иудейские ритуальные традиции

Еврейские обычаи, касающиеся похорон и траура, основаны на принципах уважения к мертвому телу и облегчения душевного состояния близких родственников умершего человека.

Откладывать похороны еврейская традиция считает недопустимым, а делать кремацию, согласно еврейским законам, запрещено. Похороны могут отложить на короткий срок только ввиду особых обстоятельств, не хоронят также в субботу или в праздники. Не принято оставлять тело усопшего в одиночестве, возле него до самых похорон должен кто-нибудь находиться. Подготовленное к погребению тело заворачивают в белый льняной саван и укладывают в простой деревянный ящик без внутренней обивки. Никаких посторонних предметов в гроб класть не принято. Выставлять тело на всеобщее обозрение в открытом гробу по еврейским традициям считается оскорбительным, поэтому его закрывают.

Церемония похорон заключается в прочтении нескольких псалмов и краткой молитвы, восхваляющей Бога, который жизнь дает и жизни лишает. Раввин может произнести краткую речь об усопшем. Затем гроб с телом опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся обращенные к пребывающим в трауре слова утешения. Покидая кладбище, все должны омыть руки.

После похорон для близких родственников начинаются семь дней глубокого траура (шива). По иудейским обычаям поминки и застолья устраивать запрещено. По возвращении с кладбища скорбящим, соблюдающим шиву, подают «трапезу сочувствия»: вареное вкрутую яйцо, вареную чечевицу (бобы) и хлеб. Яйцо символизирует невозможность выразить горе скорбящего словами. Мясо и вино запрещено все время траура за исключением праздников и суббот. Первую трапезу после похорон для скорбящих готовят соседи или друзья.
Семь дней скорбящие не выходят из дома, не развлекаются и не работают, не бреются, не моются и не стригутся, сидят только на низких табуретках или подушках, не приветствуют входящих и не прощаются, читают Кадиш и не отвлекаются от скорби. Все семь дней в доме горит свеча в память по умершему для возвышения его души, и занавешены все зеркала.
Следующая ступень траура – тридцать дней после похорон (шелошим).

В течение 11 месяцев по усопшему читают Кадиш Ятом (Кадиш сироты). Читают не менее одного раза в день, стоя, в присутствии миньяна после чтения псалмов или в завершение молитвы. Не может читать Кадиш тот, у кого оба родителя живы.

На седьмой и на тридцатый день после похорон принято посещать могилу усопшего, читать псалмы и молитвы и делать пожертвование. Но если седьмой день выпадает на субботу или на праздник, то посещение могилы откладывают на следующий день. Перед уходом с кладбища на могиле оставляют камешек. Йорцайт – годовщина смерти, ее принято отмечать в соответствии с датами еврейского календаря. В первый год отмечается годовщина похорон, а не смерти. По истечении ровно 12 месяцев обязательно посещение могилы.

Накануне дня йорцайт вечером зажигают свечу или светильник. Они должны гореть до следующих звезд, сутки. Во время йорцайт посещают могилу, читают молитву (Кадиш) и псалмы, делают пожертвование.

Изкор – молитва за душу умершего в дни поминовения. Ее читают 4 раза в году: в последний день праздника Песах, в праздники Шавуот, Йом-Кипур и Шмини-ацерет после чтения свитка Торы, обязательно в его присутствии в синагоге во время праздничной утренней молитвы. Во время чтения молитвы Изкор в зале не могут находиться те, у кого живы оба родителя. Ее не читают скорбящие в первый год после похорон, но в зале находиться могут.

У евреев не принято возложение на могилу цветов или венков, но в наше время среди евреев, не так строго придерживающихся религиозных традиций, этот обычай так же получил достаточно широкое распространение. Придерживаясь традиций, в знак памяти об умершем и в знак того, что могила посещается, евреи кладут на могилу камешек. А подойдя к могиле, евреи обязательно кладут на могильный камень левую руку. За одно посещение кладбища могила посещается так же один раз.

Надгробие на могилу может быть установлено в любое время после окончания шивы. Одни делают это в конце шелошима, другие через год. На нем не должно быть скульптурных изображений человека или животного.

Посетить могилу – означает отдать дань памяти и уважения умершему человеку. Традиции каждого народа предписывают дни, особо предпочтительные для посещения могил и поминовения усопших. И дни, когда посещение могил следует перенести.

Посещать могилы предков и праведников у евреев принято в месяц элул (месяц перед Рош Ха-Шана) и в дни между Рош Ха-Шана и Йом Кипуром, относящимися к числу наиболее важных еврейских праздников.

Не принято посещать могилы в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун (в субботу и в праздники).